Кaдр из фильмa «В лeсax Сибири»
В oснoвнoм кoнкурсe — сeмь кaртин: «Aритмия» Бoрисa Xлeбникoвa, «Кaрп oтмoрoжeнный» Владимира Котта, «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, «Язычники» Леры Сурковой, «Турецкое седло» Юсупа Разыкова, «Жги!» Кирилла Плетнева, «Нашла коса на камень» Анны Кругловой. Картины вот уже девять лет отбирает выпускница ВГИКа Елена Дюффорт, давно живущая во Франции. Потом специальная комиссия, в состав которой входит и руководитель фестиваля Франсуаз Шнерб, решает, кого приглашать, что интересно французскому зрителю. А оценит конкурсную программу жюри из известных французских кинематографистов во главе с режиссером Сафи Неббу. По этому случаю на фестивале покажут его собственный фильм «В лесах Сибири», снятый в 2016 году. Главный герой сбегает от европейской жизни в леса, поселяется на берегу Байкала, не зная русского языка, в полном одиночестве. Он едва не погибнет во время снежной бури. Спасет его скрывающийся в лесах от наказания русский человек, роль которого сыграл Евгений Сидихин. Среди режиссерских работ Сафи Неббу — «Шея жирафа», «Другой Дюма» с участием Жерара Депардье. Он также пишет сценарии и работает как актер. Сафи Неббу снимался и в собственной фильме «Другой Дюма».
В этом году удалось собрать на удивление большое и самобытное жюри. Читая список, думаешь только о том, как же у нас мало теперь знают французское кино и французских актеров, иногда только в лицо. А тут — такой роскошный состав. Под руководством Неббу в жюри будут трудиться: актрисы Паскаль Арбийо («Идеальный мужчина» Франсуа Озона, «Другая Бовари» Анн Фонтейн, сериал «Мегре»), Энн-Соленн Хатте («Двенадцать друзей Оушена»), Мари-Анж Каста (родная сестра актрисы, модели, а теперь и режиссера Летиции Каста), актеры Мехди Неббу (младший брат Сафи Неббу, снимавшийся не только в его фильме «След ангела», но и в «Мюнхене» Стивена Спилберга, «Совокупности лжи» Ридли Скотта) и Рихард Заммель («Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, «Человек, который плакал» Салли Потер, бондиана «Казино «Рояль»), режиссер и оператор Жиль Порт (как оператор снимал «В лесах Сибири» и «Идеаль» Фредерика Бегбедера), общественный деятель и кинохроникер Грегуар Черток.
К 100-летию русской революции 1917 года покажут киноальманах «20:17», в котором молодые режиссеры Арсений Занин, Михаил Архипов и их уже известный их коллега — документалист Денис Шабаев попытались выразить собственное отношение к событию, изменившему мир. Продюсером проекта стала Наталья Мокрицкая. Этой же дате будет посвящен и показ «Матильды» Алексея Учителя. Покажут «Стачку» Сергея Эйзенштейна в музыкальном сопровождении. На сеанс приглашен пианист Вадим Шер.
Одна из внеконкурсных программ называется «Новый взгляд на войну». В нее вошли фильмы «Я — учитель» Сергея Мокрицкого, «Холодное танго» Павла Чухрая — оба с участием актрисы Юлии Пересильд, а также «Нормандия-Неман. Монолог» Егора Климовича.
Как показывает фестивальная практика, большим спросом в Онфлере пользуется документальное кино. В панораму неигровых картин в этом году вошли: совсем маленькая «Ветрянка» Виктора Косаковского и полнометражные «24 снега» Михаила Барынина, снятые в Якутске про местного коневода, «Земля Иосифа» Павла Медведева про бывшую коммунальную квартиру Иосифа Бродского, где пытаются открыть музей, и где до сих пор живет его пожилая соседка, которая не намерена жить среди экспонатов. Прекрасная картина «Собиратели морской травы» молодого режиссера из Санкт-Петербурга Марии Мурашовой снята на Соловках. А «Пермь-36. Отражения» Сергея Качкина рассказывает о бывшем лагере политзаключенных. С недавних пор он из музея узников ГУЛАГа постепенно превращается в музей тех, кто бесчинствовал в отношении этих людей.
Отборщик Каннского кинофестиваля и специалист по восточно-европейскому кино Жоэль Шапрон проведет «круглый стол» с участием российских кинематографистов на тему «Образ России в кинематографе». Обычно на такие дискуссии приходят не только причастные к кино люди, но и обычные зрители, преподаватели, знатоки российской культуры. А теперь в разговоре примет участие еще и представитель французской Кинокомиссии, которая поделится с российскими кинематографистами информацией о том, как можно эффективно снимать в Нормандии, какие льготы иметь. Оказывается, все не так страшно, как многие себе это воображают. Интересно будет узнать, с какими проблемами столкнулся Сафи Неббу, отправившись снимать свой фильм в Сибирь.