Xристoс Пaнтoкрaтoр. Фoтo: Диaнa Мoчулa
…Oбщeниe, и прaвдa, пoлучaeтся удивитeльнoe: икoны завораживают, а живое выступление хора церкви Святого Николая при Толмачах делает атмосферу выставки еще более возвышенной.
Первый образ, который встречает посетителей – поясное изображение Спасителя на лицевой стороне двусторонней иконы «Христос Пантократор. Христос во гробе» из церкви Святого Стефана в Несебре. На лицевой стороне Христос Вседержитель держит кодекс, раскрытый на словах Евангелия от Иоанна (8:12): Я – Свет миру; кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Лик занимает центральное место на выставке: он напоминает о тесных контактах с восточно-христианской империей, о связи русской и болгарской православной церкви.
Об этом как раз упомянул Митрополит Волоколамский Иларион в своей речи:
— Проведение в Москве этой выставки еще раз наглядно подтверждает, что драгоценным достоянием народов, окаймляемых русской и болгарской православными церквами, является объединяющая их святая православная вера и расцветшая на ее основе славянская культура. Сменяют друг друга эпохи, уходят в прошлое быстротечные политические обстоятельства века сего, но незыблемым остается камень отеческой православной веры, на котором издавна основаны наши братские отношения. Важной частью нашей общей веры является благочестивая традиция иконопочитания. Уверен, что эта выставка вызовет интерес к старинному болгарскому церковному искусству и внесет вклад в укрепление добрых отношений между русской и болгарской православными церквами.
Чудо великомученика Георгия. Фото: Диана Мочула
Из экспонируемых произведений большой интерес представляют памятники, происходящие из Охрида, важнейшего духовного и культурного центра. Это резная икона XIV века с изображением двунадесятых праздников, среди которых воздух с образом Богоматери Великой Панагии.
Ярким, самобытным характером отличается икона из Рильского монастыря «Архангел Михаил изымает душу богатого», относящаяся к периоду Национального возрождения в Болгарии. В центре композиции изображен архангел Михаил с распростертыми крыльями, облаченный в военные доспехи. Он попирает ногами умирающего богача, в отчаянии рвущего волосы на своей седой бороде. Над головой богатого надпись на болгарском: «Ты мой, сребролюбец». В ХIX веке такие дидактические образы приобрели большую популярность.
Отдельная глава — это иконы, заключающие в себе житие святых. Такие образы просты для понимания, ведь они были придуманы специально для людей, не умеющих читать. Например, икона «Чудо великомученика Георгия» повествует об исповедании веры святым перед императором Диоклетианом и о последовавшем заточении святого в темницу, где он не отрекся от своей веры, несмотря на страшные истязания.
Архангел Михаил изымает душу богатого. Фото: Диана Мочула
В знак духовного общения двух православных народов в Москву прибыл список с древней чудотворной иконы Богоматери Троеручицы из Троянского ставропигиального монастыря. Икона выставлена для поклонения в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Очень точно выразился митрополит Средней и Западной Европы Антоний о роли иконы и выставки в жизни каждого православного человека:
— Вы знаете, что иконы – окно к небу. Это маленький кусочек неба на земле. Мы очень счастливы, потому что эта выставка вкладывает значимое зерно связи между двумя братскими народами болгарского и русского.
Выставка «Шедевры церковного искусства в Болгарии» продлится до 2 сентября.