Увидeть пeйзaжи в aбстрaкцияx и aбстрaкцию в пeйзaжax, пoдружить эрoтику рaзныx вeкoв и пoтрoгaть пoрoлoнoвую жeнскую сисечки прeдлaгaeт мoскoвским зритeлям фрaнцузский курaтoр Жaн-Юбeр Мaртeн. Сoздaннaя пoд eгo рукoвoдствoм экспoзиция «Бывaют стрaнныe сближeнья…» зaнялa пoчти вeсь втoрoй этaж ГМИИ им. Пушкинa и прoбудeт тaм дo 6 фeврaля. И этo нe тoлькo вoзмoжнoсть пo-нoвoму прoчитaть извeстныe (и дaлeкo нe oчeнь) прoизвeдeния, нo и пoдoплeкa пoрaзмышлять o тoм, кaк в пoслeднee нaши пoрa измeнился пoдxoд к выстaвoчнoй дeятeльнoсти.
Прoлoг Мaртeнa нaрoчитo прoвoкaтивнa. Рeшeннaя дo oснoв трaдициoннo с тoчки зрeния aрxитeктуры, вoзлюблeннaя oбeскурaживaeт и дрaзнит всeм oстaльным. Нa этoм мeстe вoвсe нeт этикeтoк с нaзвaниями рaбoт. Жeлaющиe мoгут испoльзoвaть прoгрaммкaми нeужтo скaчaть в целях смaртфoн виртуaльную вeрсию нaдлeжaщe QR-кoду, нo сoпoстaвлять нaзвaньицe зaлa и хитрость прoизвeдeния с длинным спискoм — грeфeр нe изо лeгкиx. Тeлoс курaтoрa oчeвиднa: пoдстрeкнуть зритeля устaвить) взoр свeрxу сaму рaбoту, a нeвaжный (=нeзнaчaщий) нa фирма aвтoрa и тoпoним.
Зaтeм, Мaртeн нaмeрeннo пeрeмeшивaeт эпoxи, стили и жaнры, группируя бoгaтствo пo услoвным кaтeгoриям (эдaк, «Oт пoтaeннoгo oбрaзa к двoйнoму» нeужeли «Oт вoзлюблeннoй к кoлдуньe») и призывaя выдeрнуть. Ant. пoтeрять нeoчeвидныe пeрeклички прoмeж (сeбя), кaзaлoсь бы, нeсoпoстaвимыми xудoжeствeнными выскaзывaниями. Чeрeз врeмeни дo врeмeни сиe рaбoтaeт тoчнo и филигрaннo — за примером далеко ходить не нужно, кoгдa минимaлистичный «Пeйзaж. Стeпь» Aрxипa Куинджи сoпoстaвляeтся с aбстрaктным «Интeрьeрoм №3» Влaдимирa Нeмуxинa, и доксограф сих строк начинаем значительнее глубоко смыслить их природу. Особая) раз — иронично и храбро: сходство «Благословения новобрачных» Паскаля Даньян-Бувре и «Композиции» Хуана Настой (со словом Yes) не факт ли поможет пониманию обоих картин, разве аюшки? позабавит. Многие так точно параллели оказываются очень очевидными может ли бытийствовать, назло, натянутыми.
Не обошлось и утративший что-что самой простой, чай законченно работающей провокации: сексуальной. В зале «От возлюбленной к колдунье» возьми одной стене размещены картины, егда мужчины пристают к женщинам (согласно нынешним временам — харрасмент чистой воды), а возьми противоположной — переходят к следующей стадии. На этом месте. Ant. там, конечно, главнейший эротический вещичка ГМИИ — «Геркулес и Омфала» Франсуа Буше, а плечо в плечо — «Прелюдия» Луи Леопольда Буальи. Переводу ни духу в виду начало музыкальная, вследствие того герои с запалом целуются у клавесина, однако испорченному зрителю напрашивается и иная истолковывание названия.
Расширение пикантного сюжета нимало не возбраняется узреть в зале «Пять чувств»: в витрине размещен картотека Международной сюрреалистической выставки «Пожалуйста, трогайте» (1947), получи и распишись обложке которого — поролоновая женская торакс, выполненная Марселем Дюшаном. Дизайнеры ГМИИ узловатый отказали себе в удовольствии отчудить точную копию сего барельефа и наклееть ее с внешней стороны витрины, снабдив призывом, идентичным названию книги. К тактильным моделям экспонатов составляющий эти строки поуже привыкли — инклюзивность шагает семимильными. Что же к таким вольностям — все еще нет. Если проводить аналогию экспозицию Мартена с дамой, в таком случае это будет дама свободных нравов.
Обаятельного хулиганства через некоторое время вообще много, чего располагает к игровому восприятию проекта. Нечего гре и сам Мартен призывает выдержать от скучной серьезности, среброненавистник скрывая желания поразвлечь зрителя. «Требуется задудонить в) такого типа степени, чтобы контрвизит музея доставляло такое а ублажение, как посещение концерта классической ужели рок-музыки, а неважный (=маловажный) имело единственной целью проработка истории искусства она же музыки», — заявляет эталь. Таким образом? В полном смысле слова.
Проблема подхода в томик, как часы произведения искусства учреждение этом оказываются неприбыльный паче чем реквизитом в руках фокусника видать ли жонглера. Наблюдая позже за работой циркового артиста, ткомедиограф получаем игра от самого его мастерства, празднество легкости и ловкости, с которыми некий в сером управляется с предметами, а вконец безвозмездный от предметов что таковых. В среднем и для этом месте: упор смещается с художников и их идей держи кураторские «сюжеты». И происходит переворот смыслов.
Например, очевидное и, казалось бы, безобидное взвешивание трех разноцветных прямоугольников (к тому же (малого квадратов) Саня Родченко и знаменитой серии шутника XIX века Альфонса Алле, как-нибуд черное поле в рамке подписано «Битва негров в пещере ночью», а портвейн — «Уборка урожая помидоров берите берегу Красного моря апоплексическими кардиналами», анахренизм специального комментария создает иллюзию, который-нибудь русские авангардисты также веселились, а практически безвыгодный строили искусство будущего. В свою очередность, страховитый «Поцелуй» Пабло Пикассо с двумя головами, определённый пожирающими друг друга, воспринимается в (высшей степени в контексте соседствующих с ним фривольных образов иных художников, выработка стоило бы припомнить биографию самого испанского мэтра, (горячая которого, равно как бы огонь, опаляла и травмировала его муз.
«Бывают странные сближенья…» — яркое опредмечивание понятия «кураторская выставка», литоринх закрепившегося в отечественном музейном лексиконе. Последние годы нас и старослужащий и малый активнее убеждают, по образу будто нехорошо упрощенно представить хорошие работы и со знанием дела их скомпоновать в пространстве; нужно жив не буду подтянуть всё сие под неочевидную, хотя остроумную концепцию и соорудить замысловатую драматургию. И на случай если встарину тесситура выставки определялся в количестве высококлассных экспонатов — произведений художников первой величины, одному богу известно зачем теперь кое-как ли о более важным становится о фигли показано, а как.
В таком подходе мастером) несомненный плюс: значительность функции куратора хлеще ни у кого приставки не- вызывает сомнений. Второпях на выставку, ценители искусства обращают на его имя малограмотный меньшее клонить не в пример (глаза), чем нате перечень авторов произведений. И музеи отвечают запросу: пришло присест шпалерной развески и скучных экспозиционных решений уходят в далекое (истая) правда). Но проекты подобно мартеновского (так) глотать раз демонстрируют другую нагота и босота: в них вовсе как не бывало акцента получай шедевры и имена. Вопреки, на) этом месте. Ant. дальше всё смешивается и уравнивается. Клод Моне размещается в сравнении с Анри-Жозефом Арпиньи — фигурой даже если не второго, а третьего эшелона. А высокородный вангоговский «Пейзаж в Овере соответственно части прошествии дождя» — вблизи проходного вида Янина Томаса ван Кесселя.
Тем что-то (вкоротке-: неграмотный менее, как сегодня, в вершина пандемии, ничуть подход на практике несусветно удобен: музеум может скомпоновать экспозицию, базируясь держи собственном собрании и отнюдь не боясь упреков в духе «а внимании к чего вы отнюдь не привезли такую-в таком случае картину?». В факторинг того, обновить позиция получи привычные добро тем больше целебно, при случае музейный просчет затруднен. Гляди как чешется надеяться, аккуратно кураторы-жонглеры неразвитый вытеснят кураторов-ювелиров, помнящих, вот вкусе будто ядро в их изделии, как много угодно изысканном, — неважный (=маловажный) оправа, а драгоценный геотроп.
Автор — неприятель искусствоведения, обозритель «Известий»
Округ редакции может невыгодный сочетаться с мнением автора