Пoслeдниe нeскoлькo мeсяцeв в кругу кaзaxстaнскиx любитeлeй музыки нe утиxaют спoры o тoм, чтo жe тaкoe «трибьют». Нe успeл oтыгрaть свoй пeрвый кoнцeрт «Чeлeнтaнo», кaк нa aфишax пoявилaсь лeгeндaрнaя швeдскaя группa ABBA. Кто-то чувствует себя обманутым и требует вернуть деньги, кто-то спорит о «легальности» подобной музыки. Но ясно лишь одно — билеты расходятся с удивительной скоростью. Людей подкупают яркие воспоминания о героях афиш. Собственно, на это и опирается такое явление, как «трибьют». Tengrinews.kz пробует рассказать об этом феномене последних лет чуть подробнее.
«Трибьют» — это не новый жанр музыки, да в общем-то и вовсе не жанр. Говоря сухими формулировками словарных статей, трибьют — это сборник каверов, посвященных одному исполнителю или группе. Кавер, в свою очередь, представляет из себя свободное исполнение оригинальной композиции не авторами-создателями. Кавер может звучать идентично оригиналу либо иметь какие-то особенные аранжировки, присущие стилю исполнителя. Даже в текст могут привноситься исполнительские вставки, однако здесь произведение может незаметно перекочевать из категории «каверов» в категорию «по мотивам».
«Трибьют-альбом», в свою очередь, бывает двух видов: сборный — над ним работают несколько творческих коллективов и, как правило, он приурочен к какому-то важному событию в истории авторов, и одиночный — над ним работает лишь один коллектив или один музыкант. Ярким примером первого является трибьют-альбом «КИНОпробы», посвященный легендам российской рок-сцены — группе «КИНО». «Пикник», «Король и шут», Земфира, «Аквариум», «Ленинград» и еще порядка 20 персонажей русской рок-сцены приняли участие в записи этого альбома. Впоследствии многие из них включили данные композиции в свои личные концертные программы. Альбом был записан в 2000 году, в самое болезненное для русской рок-музыки время. Тогда это породило множество дискуссий в фанатской среде и четкую конфронтацию за и против. В качестве примера сольного альбома можно вспомнить альбом «Парус» российского шансонье Григория Лепса. Все композиции являются каверами на песни Владимира Высоцкого.
Желание делать каверы и трибьюты породило еще одну ветку этого явления — появление полноценных «трибьют-групп». Как правило, одного лишь мастерства исполнения здесь уже не достаточно — необходима четкая проработка образов музыкантов и создание шоу оригинального исполнителя. Ярким примером является вскоре приезжающий в Алматы Маурицио Швейцер и его «CELENTANO Tribute Show». Как называют шоу организаторы — это уже полноценный интерактивный мюзикл. Маурицио везет из Италии не только себя — двойника Челентано, как во внешнем виде, так и в манере поведения на сцене и прочих особенностях, свойственных оригинальному Адриано, но и более полутонны груза, а также 12 человек шоу-труппы.
Почти десять лет назад, в 2008 году, на казахстанской земле звучал даже сам Pink Floyd — британская группа с привозила двухчасовое шоу из песен группы разных лет. Мастерство исполнения вкупе с визуальным шоу, достойным оригиналов, вновь позволило объединить множество казахстанских фанатов легендарных Pink Floyd.
Уже 30 сентября на сцене «Алматы Арена» прозвучат Золотые Хиты легендарного Шведского коллектива в исполнении уже Британской группы ABBA Platinum. Отметим, что этому коллективу уже 20 лет, что вдвое больше, чем самой группе ABBA. Это тот самый редкий пример, когда эффект, произведенный одной небольшой группой из далекой северной Европы, вызывает целый взрыв как среди почитателей, так и в среде желающих быть не хуже. У ABBA очень большое количество трибьют-фанатов. Однако не всем удается то, что выходит у ABBA Platinum. Звучание, идентичное натруальному, те же костюмы, те же фрагменты шоу, та же возможность погрузиться в прошлое — во времена когда ABBA все еще на сцене и все еще безумно популярна. Кстати, до 31 августа удовольствие еще дешевле на 20% на сайте www.zakazbiletov.kz