Фестиваль новой музыки: Жания Аубакирова о закулисье «Наурыз-21″

Вчeрa в Aлмaты стaртoвaл чeтырexднeвный VII мeждунaрoдный фeстивaль нoвoй музыки «Нaурыз-21″. Кoнцeрты, a также образовательная часть фестиваля — лекции и мастер-классы — проходят на базе Казахской национальной консерватории. Ранее Tengrinews.kz писал, что такое «новая музыка», и показывал выступления участников, чтобы казахстанцы могли составить представление о том, что их ждет на фестивале.

Известная пианистка, народная артистка Казахстана, лауреат Государственной премии РК, профессор и ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, лауреат многих международных конкурсов, кавалер искусств и литературы Франции Жания Аубакирова рассказала, сколько шла подготовка к фестивалю, как и чем помогают казахстанские музыканты из других городов, а также чьих выступлений ждет она сама.

— Жания Яхияевна, чем, на ваш взгляд, ценен фестиваль этого года? Насколько легко или сложно было пригласить музыкантов/композиторов в Казахстан?

-«Наурыз-21″ является единственным в Казахстане фестивалем новой музыки, и это уже само по себе уникальное событие для музыкального ландшафта страны. «Космический», европейский статус VII фестиваля подкрепляется уровнем приезжающих гостей, звучанием самой прогрессивной музыки, начиная от Сальваторе Шаррино и Тосио Хосокавы и заканчивая Актоты Раимкуловой и Санжаром Байтерековым.

В отношении гостей сложности возникали лишь в выстраивании графиков, так как жизнь столь востребованных музыкантов расписана на два-три года вперед. Но все сложилось, и гости из Франции, Австрии, Италии и России прибыли в Алматы.

— Фестиваль — это айсберг, где зритель увидит только верхушку — четыре дня выступлений. А ведь большой массив работы не виден общественности. Опишите, пожалуйста, кратко: кто, в какие сроки и как готовил программу?

— Формально подготовка к фестивалю начинается за год-два до назначенной даты, но на деле поиски, размышления и желание удивить, открыть казахстанским слушателям нечто новое не прекращаются ни на минуту. Это непрерывный и очень органичный процесс. Работает над фестивалем команда консерватории, но нас так поддерживают коллеги! Две арфистки из Астаны специально приехали в Алматы для участия в концерте-открытии, который состоялся 2 апреля. Дружественный ГАСО (Государственный академический симфонический оркестр — прим. ред.) выучил программу, которая не входит в их репертуар, чтобы поддержать и выступить в день открытия. Театр «Астана Опера» предоставил музыкальный инструмент кротали.

К слову, с музыкальными инструментами и их поисками связана отдельная история! Так, например, пятиоктавную маримбу мы чуть было не объявили в международный розыск, но она вовремя нашлась. Чего не скажешь о темперированных гонгах, вместо которых в итоге использовалось препарированное пианино.

У фестиваля большой круг единомышленников, которые не просто помогают, а делают это с удовольствием, потому что сама музыка и программа захватывающе интересны. В процессе подготовки решать организационные и музыкальные задачи приходится ежечасно, это сплошной кроссворд.

— Чьего выступления лично вы ждете больше всего? И почему?

— Гостями VII фестиваля «Наурыз-21″ стали выдающиеся музыканты мира, и выделить кого-то одного очень сложно. Речь идет о крупнейшем представителе новой музыки Франции, ученике Оливье Мессиана — Тристане Мюрае, прогрессивном австрийском мыслителе и композиторе Клаусе Ланге, флейтовом Паганини нашего времени Марио Кароли; дирижере Санкт-Петербургского ансамбля современной музыки eNsemble Федоре Ледневе; блестящем ансамбле современной музыки Nikel, солисте Московского ансамбля современной музыки Владиславе Песине.

Особой гордостью для нас является участие в фестивале единственного в Казахстане ансамбля современной музыки «Игеру». И тот факт, что ансамбль был создан 2,5 года назад, в преддверии шестого по счету фестиваля, является реальным результатом и успехом фестиваля новой музыки «Наурыз-21″.

Билеты можно приобрести на сайте conservatoire.kz.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.